Строим фэшн-бизнес с нуля: кейс PJ Murano

от mavit

Импортозамещение — популярное сегодня слово в лексиконе бизнесмена. Сегодня мы поговорим о самом интересном сегменте — моде. Существует мнение, что тренды в этой индустрии задают мировые гиганты. Насколько сейчас можно создать интересный бренд в России с нуля? Наш эксперт, Мария Журавская — основательница компании PJ Murano, производит уникальные украшения из муранского стекла. Ювелирный бизнес Марии существует уже почти двадцать лет на рынке.

Российский рынок сейчас интересен. Дело в том, что нас можно отнести к развивающимся рынкам. Несмотря на наличие большого количества известных игроков, у нас много незанятых ниш. В Европе как раз практически все занято. А, значит, если анализировать состояние нашей модной индустрии на мировом уровне — рынок пустой. Я бы выделила целый ряд сфер, которые заинтересуют как дизайнера, так и предпринимателя. В России можно заниматься творчеством, так и в принципе можно создать нечто, что будет приносить деньги. Все зависит от ваших амбиций и талантов.

Строим фэшн-бизнес с нуля: кейс PJ Murano

Мне проще рассуждать про украшения, поскольку PJ Murano существует с 2006 года. Я бы выделила три направления, как можно начать новый бренд в России. Первое — взять и повторить успех крупного бренда, который сейчас представлен на российском рынке, либо ушел из-за событий 2022 года. К примеру, Tiffany & Co. Создание подобной марки — реальный кейс, но необходимы большие инвестиции, ведь вы хотите идти к своей цели не годами, десятилетиями, а достичь ее в короткий срок. Второе — создать малый бизнес и вывести его с нуля на прибыль. На своем примере скажу, что мы выращивали проект по шагам, не сталкиваясь с необходимостью крупных внешних денежных вливаний. Третье — авторский бренд, о чем многие мечтают в силу своих интересов. Я бы закладывала минимальные затраты на себестоимость, материалы, распространение. Затем, заработанные средства можно направить на развитие продукта, масштабирование.

Ювелирный бизнес отличается от классического фэшн тем, что мы все-таки живем в более консервативном мире, наши тренды меняются постепенно, поэтому каждая идея на рынке живет долго. Конечно, есть краткосрочные тенденции, но я бы выбирала для старта что-то глобальное. Какие, например, есть ниши? Эко-тренд, минимализм, милитари, fun и так далее. Выбирайте направление, чтобы ориентироваться на понятную Целевую Аудиторию. Очень многие ювелирные бренды в истории начинали с того, что обслуживали небольшую группу людей, работали на “избранных”, а уже потом становились обсуждаемыми и имели максимальный охват на рынке.

Строим фэшн-бизнес с нуля: кейс PJ Murano
Читать также:
В чем ценность антикварного фарфора?

Я бы не сказала, что сейчас онлайн однозначно убил оффлайн. Мы живем во времена, когда бренд может делать все что угодно. Формат продвижения зависит от конечной цели, которую вы ставите. Современные большие компании создают сложные маркетинговые экосистемы, в которых онлайн переплетается с оффлайном, маркетплейсы дополняют социальные сети и так далее. Я лично выбирала интернет-пространство не потому, что это модно, а потому что мне легко общаться с аудиторией. Я бы не построила аудиторию в 110 000 последователей в блоге, если бы относилась к его ведению как к “повинной обязанности”. Кто-то объяснит мой принцип тем, что в современном фэшн-бизнесе очень важен личный бренд. Да, через раскрученный образ автора заходить гораздо проще. Вы можете выступать на мероприятиях, быть спикером, активно коллаборироваться с экспертами, блогерами, инфлюенсерами. В конце концов, даже в мире высокой моды все обычно помнят бренд через призму личности дизайнера, автора, обращая внимания не только на качество изделия, но и на взгляды человека, поступки, харизму, энергетику и эпатаж.

Ну конечно же встает вопрос — как научиться строить модный бизнес? Для успешного старта в профессии есть курсы. Я бы отметила Британский университет. Выпускники престижной московской школы становятся известными профессионалами в творческих областях, работают в индустрии. Но я бы не сказала, что в России есть универсальное обучение фэшн-бизнесу “под ключ”. Наверное, рынок переживает ту же проблему, как индустрия взращивания предпринимателей в целом. Старые гиганты образования слишком консервативны в силу изменчивых настроений на рынке, а молодые лидеры чересчур заняты самопиаром, порой уходя в так называемое “инфоцыганство”. Я бы разделяла глобальную задачу роста бизнесмена на мелкие подзадачи. Если мне нужно стать бухгалтером для своего бизнеса, я иду и оканчиваю бухгалтерские курсы. Если я хочу углубиться в моду, я смотрю журналы, читаю учебники, погружаюсь в историю искусств. Когда мне необходимы навыки пиарщика, я покупаю консультацию у пиар-специалиста. Творческий подход подразумевает стремление к высоким целям, а для их достижения важны бизнес-инструменты. Когда мы развивали PJ Murano, мы полагались 90% на личный опыт, но я не считаю, что учиться на своих ошибках — единственно верный путь в фэшн-индустрии.

Вам также может понравиться