Содержание:
Ювелирные изделия Узбекистана имеют многовековую историю, уже более трёх тысячелетий. Историки утверждают, что самые ранние находки относятся к ХII веку до н.э. И на Востоке, и на Западе во все времена популярностью пользовались украшения Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента, Ферганской долины.
Узбекские украшения так же, как и украшения Индии, имели не только эстетический смысл, но наделялись магическими свойствами. Например, рукоятки оружия украшали бирюзой, веря в то, что камень поможет в бою, придаст воину силы и мужества, а от бесплодия женщине помогут ожерелья из янтаря, коралла, мелких монет, для сохранения красоты – ожерелья из янтаря. Количество украшений определялось возрастом и финансовым положением. Женщины Средней Азии и сегодня носят украшения с раннего детства.
Драгоценные изделия Узбекистана отличаются своей уникальностью. В них множество мельчайших деталей и элементов необычной формы. Излюбленным материалом многих мастеров-ювелиров было серебро, но в Бухаре любили работать с золотом.
Для создания ювелирных элементов мастера использовали особые приборы, например, дахандам – медная трубочка, с помощью которой дыханием через нее ювелиры придавали деталям украшений нужную форму. Для удержания и вытягивания элементов, а также для закрепления драгоценных камней в изделии мастера использовали тонкие заточенные щипцы и специальные пинцеты. На ювелирном столе мастера было множество различных молоточков, наковаленок, клещей и щипцов, а также непременным прибором на рабочем месте мастера были весы, которые помогали уберечь каждую крошку драгоценного металла.
Одна из самых популярных техник ювелиров – зернь. Это узор, собранный из множества различных шариков металла. Мастера не пренебрегали и обычным стеклом, поэтому в некоторых узорах драгоценные камни частично разбавлялись подобными по форме фрагментами из стекла или эмали.
Серебро разделяли на мягкое и твердое, мягким покрывали изделие, а из твердого серебра делали проволоку, из которой изготавливали кольца, цепи, серьги….
Популярным видом художественных изделий была чеканка на серебре. Она представляла собой процесс нанесения рисунка на металлический лист с помощью специальных инструментов, приемов выполнения и высочайшего мастерства исполнителя. Чеканка узбекских мастеров поражает своим разнообразием.
Для воспроизведения узоров использовались специальные инструменты, например, стамески разного размера, по которым мастер стучал молоточком с определённой силой, и таким образом на изделии отпечатывался след разной глубины. Выполняя многократные удары, на изделии получали рельеф, который соответствовал задуманному узору. Форма рисунка узбекских мастеров передавалась с большой выразительностью и точностью, и это говорит о высокой квалификации исполнителя. Каждый мастер имел свой стиль работы.
В украшениях использовались и драгоценные, и полудрагоценные камни, жемчуг, бирюза, кораллы, сердолик. Кстати, сердолик был в особом почете, считали, что он принесет счастье, здоровье, сбережет от опасностей. Находки древних браслетов подтверждают такое трепетное отношение к сердолику – почти все изделия украшены этим красивым и благородным камнем.
Чаще всего камни узбекскими мастерами не гранились, а шлифовались. Мастера всегда стремились подчеркнуть в своих изделиях не столько блеск и сияние камня, а именно окраску и природную фактуру, присущую ему.
Бухара издавна была не только крупнейшим поставщиком драгоценных изделий, но и школой ремесла, стиль ее мастеров оказывал влияние на протяжении веков. Он отличался обилием подвесок, и соединений особой формы, которая придавала изделию воздушность, легкость. В изделиях были филигрань, ажурные прорези, зернь, и конечно, самоцветы – аметисты, бериллы, бирюза, кораллы.
Ювелирные изделия узбекских мастеров отличаются богатством форм и разнообразием деталей.
Украшения были налобные, нагрудные, браслеты, серьги, кольца…
Чтобы рассмотреть и разобраться в многочисленных украшениях узбекских женщин, потребуется немало времени.
Расскажем лишь о некоторых из них.
Налобные и головные украшения женщин Узбекистана
Все родственники на свадьбу девушкам дарили и дарят целые комплекты украшений. Именно девушка-невеста должна обладать большим количеством разнообразных украшений. Например, традиционное бухарское изделие Тилля-Кош – золотой ажурный кокошник, покрытый позолотой с бирюзовым крапом и множеством фигурных подвесок.
Тилля-кош – венец невесты или «золотые брови», это свадебное украшение, причем, одно из древнейших в Средней Азии.
Позолоченные серебряные дуги повторяют изгиб бровей, надо лбом возвышается ажурная диадема, усыпанная бирюзой или кораллами. Множество подвесок из цветного стекла и жемчуга подчеркивают красоту девушки.
Драгоценные украшения невесты полностью покрывают ее голову, спускаются по обеим сторонам лица, закрывают шею и грудь. Считалось, что таким образом невеста будет защищена от болезней и злых сил.
В традиционный костюм невесты входило множество украшений.
Невероятной красоты старинные налобные повязки баграк. Это украшение сегодня можно увидеть в коллекции Ташкентского Музея декоративно-прикладного искусства. Баграк состоит из серебряных фрагментов, подвижно соединенных между собой и украшенных длинными подвесками. Каждый фрагмент декорирован золочением, тиснением, инкрустацией полудрагоценными камнями, окруженными мелкой крошкой бирюзы.
Шашпо – одно из головных Бухарских украшений. Оно состоит из нескольких нитей, на которые нанизаны серебряные и позолоченные бусы, жемчуг, кораллы, а между ними шелковые кисточки с металлическими колпачками. Такие украшения наматывали на головной убор, а нити свисали вдоль лица.
Узбекские украшения для волос
В нарядном женском костюме были украшения для волос – приплетки и подвески к косам, их делали из черного шелка с серебряными или позолоченными украшениями и ажурными подвесками на концах.
После рождения ребенка женщина уже не надевала такого количества украшений, а с годами их носила все меньше и меньше, после 40 – 45 лет надевала только кольца и серьги.
Серьги
Узбекские ювелиры придают особое значение серьгам. Например, в Фергане ценятся серьги «кашкар-болдак», в Бухаре ювелиры любят делать серьги «шибирмак», по форме похожие на лепестки, в центре которых большой красивый камень, чаще драгоценный, например, рубин, окруженный жемчужинами. Излюбленным типом серег была форма полумесяца, серьги с подвесками в виде виноградной кисти, с ажурной филигранью или тиснением. Часто форма серег воплощала мотивы солнца, звезды.
Кольца и перстни
Кольца в Узбекистане также ценятся. Их было принято носить почти на каждом пальце, кроме третьего, так как существует поверье, что кольцо на третьем пальце принесет одиночество. Украшением колец были драгоценные или полудрагоценные камни. Особенно любили сердолик, кораллы, бирюзу, жемчуг, рубины. Часто в кольцах был один центральный крупный камень, окруженный несколькими мелкими камешками.
Нагрудные украшения
Очень популярны в Узбекистане и нагрудные украшения. Они были сложной формы, в которых непременными элементами были серебряные пластинки, украшенные камнями, филигранью, эмалями, причем состояли из нескольких рядов.
Особенно узбечки любили ожерелья из коралла, переплетенные в несколько оборотов. Между камнями вставлялись металлические ажурные или эмалированные пластинки, в центре ожерелья закрепляли крупный медальон, украшенный узорами и камнями.
Популярны были ожерелья из бисера. Обычно на нити нанизывались поочередно бисер и монетки или просто металлические плоские пластинки в виде круглых монеток. Ряды пластинок в изделиях чередовались с рядами цепочек, в центре такого ожерелья помещалась пластина, отличающаяся формой, размером и богатой отделкой.
Среди старинных ювелирных украшений Средней Азии часто встречаются и амулеты в виде футляров, которые одновременно были и украшением, и оберегом. Они имели разные формы, тщательно украшались и снабжались молитвами, защищающими от злых сил. Такие амулеты подвешивали к ожерельям и носили на груди.
Узбекские браслеты могут быть и тонкими с изящным узором, и массивными, покрытыми чернью, замкнутые и открытые. Часто на них была гравировка, ажурная сквозная резьба, филигрань или сеточка.
В каждом регионе Узбекистана у мастеров-ювелиров был свой стиль и технические приемы.
Например, у бухарских ювелиров излюбленной техникой были литье, ковка, зернь, гравировка, накладная и ажурная филигрань, любили и инкрустацию драгоценными камнями. Изделия мастеров Бухары ценились за интересные формы, богатство отделки и проработанность мелких деталей.
К популярным бухарским украшениям относится бибишак – ювелирное изделие в виде полумесяца, в котором помещен мотив цветочного бутона. Это украшение носили на лбу как единичный вариант или на висках как парный вариант. Бибишак называют еще иначе – мохи-тилло (Золотой месяц).
Женские украшения в Хорезме имеют неповторимый дизайн. Например, Такьядузи. Такьядузи – женский головной убор, выполненный из множества металлических пластин с подвесками. Все в целом напоминает шлем воина.
На головных уборах в большом количестве закреплялись подвески в форме листочков, пластинок, монет, нанизанных на нити. Вся эта красота при движении девушки создавала звон, что считалось также оберегом от злых духов.
Хорезмские украшения обладали более сложной формой и имели обилие многоярусных мелких подвесок, состоящих из бусин, камней или металлических пластин, отличались великолепными декоративными качествами и богатством. Все детали в них были тщательно разработаны, наиболее выразительны были символы плодородия с инкрустацией из цветного стекла.
Ташкентские мастера-ювелиры часто использовали накладную филигрань, добавляя к ней цветные стекла, в изделиях преобладали яркие цвета – красный и голубой.
Мастера Самарканда форму изделий создавали из мелких колечек в виде сот с подвесными серебряными цепочками. Украшения самаркандских ювелиров восхищают своей легкостью и невесомостью.
Изделия школы ювелирного искусства Ферганской долины отличаются изяществом орнаментации, сдержанностью колорита, тонкостью отделки.
С течением времени мастера разрабатывали все новые формы, но при этом сохраняли в своем творчестве черты и традиции местного искусства. В каждой области отдавали предпочтение какому-либо камню и технике исполнения изделий. В Хорезме любили кораллы и бирюзу, предпочитали технику штамповки, в Бухаре – филигрань, штамповку, жемчуг, рубин; кокандцы любили зернь, в Ташкенте – изделия из золота; каракалпаки создавали изделия из серебра, украшая их сердоликом, сурхандарьинцы – из серебра с кораллами.
Прошло много веков, но в украшениях мало что изменилось. Остались те же традиционные орнаменты, сохранились способы украшения. Изменились лишь инструменты, которые позволяют ювелирам ускорить выполнение работы и упростить трудоемкость.
И сегодня следует отметить уникальные украшения Зарафшанского завода ювелирных украшений и Ташкентской фабрики, которые используют старинный дизайн.
Узбекистан расположен в самом центре Средней Азии. Его история насчитывает не одно тысячелетие. И эта история великих народов. Здесь возникли первые древнейшие государственные образования: Древняя Бактрия и Большой Хорезм. На этой земле проходили переплетения дорог Великого Шёлкового Пути. Узбекистан – колыбель древней культуры, здесь была основана первая в Средней Азии академия наук.
Самарканд во времена Тимура стал столицей восточного мира, где был создан центр светской, духовной и научной мысли.
В Хорезме жили и работали прославленные ученые и поэты, оставившие наследие всему человечеству. Город Хива – музей под открытым небом, в котором находятся уникальные здания и сооружения, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Хорезм известен своими костюмами из шелка и коврами ручной работы, вышивкой сюзане, резными деревянными дверями и колоннами, керамикой и драгоценными украшениями.
На высоком уровне развития находилось ювелирное искусство древних государств.
Дальверзин-тепе (Дальверзинтепа) – городище на юге Узбекистана в долине Сурхандарьи, где во время раскопок археологами были обнаружены драгоценные изделия и украшения из золота, серебра и самоцветов. Сокровища Дальверзинтепа относятся к греко-бактрийской эпохе. Во время раскопок были найдены изделия из слоновой кости, самые древние в мире шахматные фигуры (I-II века н. э.), монеты, изящная керамика.
Подробное изучение древнего городища началось в 1967 году. На территории объекта были обнаружены храм бактрийской богини, уникальные образцы живописи, руины буддийского храма (I-ый век н.э.).
Узбекистан. Здесь возрождались, процветали и исчезали великие государства, которые оставили богатое культурное наследие: Бактрия, Согд, Хорезм, затем Кушанское царство, Парфия и другие. Все эти государства находились полностью или частично на территории современного Узбекистана.
Автор: Татьяна Дмитриева